ДБН В.2.5-56-2010: «черные дыры» и «белые пятна»

19.12.2013

sergej_ponomarev.jpgСергей Пономарев
Специалист по вопросам противопожарной защиты
Тел.: (067) 446-01-92
e-mail: s_ponomarev@ukr.net



kvirin.jpgВ Украине действуют ДБН В.2.5-56 [1], ставшие большим шагом вперед на пути комплексной регламентации многих вопросов, связанных с проектированием, монтажом и обслуживанием систем противопожарной защиты.

Однако не будем останавливаться на позитивных качествах этого НД, стоящего на «страже» пожарной безопасности объектов и технологий – они и так на поверхности. Поищем недостатки, устранение которых, думается, сделает ДБН В.2.5-56 [1] еще более действенными, а системы противопожарной защиты объектов (далее – СПЗ) – еще более надежными.

Остановимся на требованиях, касающихся систем газового пожаротушения (далее – СГП).

В ДБН В.2.5-56 [1] (в отличие от ранее действовавших ДБН В.2.5-13 [2]) требования к СГП реализованы через ссылки на конкретные стандарты, в том числе: на ДСТУ 4578 (ISO 6183:1990, MOD) [3], комплекс стандартов ДСТУ 4466 (ISO 14520, MOD) [4] и ряд других.

Однако международные стандарты (ISO) в силу своей специфики устанавливают лишь общие подходы к проектированию, монтажу и техническому обслуживанию СГП, отсылая в ряде конкретных случаев к требованиям национальных НД.

Как-то случилось, что требования о 100% резерве газового огнетушащего вещества (далее – ГОТВ), содержащиеся в ДБН В.2.5-13 [2], выпали из перечня требований к СГП в ДБН В.2.5-56 [1].

Для сравнения отметим наличие аналогичных требований применительно к другим видам огнетушащих веществ (далее – ОТВ), например: пункт Е.2.6 ДБН В.2.5-56 [1] (для систем порошкового пожаротушения); пункт 7.12 ДСТУ 4490 [5] (для систем аэрозольного пожаротушения) – через ссылку в пункте 7.2.3 ДБН В.2.5-56 [1]. Налицо несоответствие общепринятым подходам к формированию надежной СПЗ объектов.

Аргументы о высокой стоимости ГОТВ и исполнительной (механической) части СГП, «всемирном экономическом кризисе», парниковом эффекте, озоновом слое и тому подобным «страшилкам», высказываемые некоторыми противниками возвращения «утерянного» требования, не выдерживают критики по следующим соображениям:

1. Говорить о высокой стоимости СГП без привязки к стоимости защищаемого ею оборудования – все равно, что сравнивать стоимость картофеля в Украине и Германии без учета уровня реальных доходов населения в этих странах. В случае выбора вида ОТВ (с учетом противопоказаний к применению) – в частности, и системы СПЗ – в целом, необходимо оперировать исключительно удельными величинами [6]. По крайней мере, недальновидно защищать с помощью, например: FK-5-1-12 ДСТУ 4466-5 [7], бочку с бензином.

2. При внимательном изучении международных документов в области охраны окружающей среды ([8-10] и других) становится очевидным, что всевозможные ограничения и запреты в первую очередь касаются общепромышленных применений определенных экологически опасных веществ. Требования же к применимости ряда ГОТВ отличаются «мягкостью» формулировок и большей продолжительностью возможного их использования в системах безопасности.

Постараемся разобраться на конкретном примере: чем чревато отсутствие вышеупомянутого требования к СГП, и к чему это может привести. Вопрос актуальный, хотя бы потому, что уже сегодня «продвинутые» заказчики требуют от проектантов не закладывать резерв ГОТВ в проектах противопожарной защиты.

Но, для начала, вспомним некоторые требования действующих в Украине основополагающих НД: НАПБ А.01.001 [11] и ДБН В.2.5-56 [1]:

«6.1.3. Всі установки (системи – Прим. Авт.) мають бути справними і утримуватися в постійній готовності для виконання завдань, що стоять перед ними. Несправності, які впливають на їх працездатність, повинні усуватися негайно, інші несправності усуваються в передбачені регламентом терміни...» (НАПБ А.01.001 [11]).

«Л.6.3 Усі СПЗ (системи протипожежного захисту – Прим. Авт.) мають бути справними і утримуватися у постійній готовності до виконання роботи. Несправності, які впливають на їх працездатність, повинні усуватися негайно, інші несправності усуваються у передбачені регламентом терміни…» (ДБН В.2.5-56 [1]).

В приведенных выше цитатах из обязательных к применению руководящих документов в области пожарной безопасности – ключевое слово: «негайно» (немедленно – Прим. Авт.). Согласно определения (например, [12]): «немедленный – спешный, срочный, безотлагательный».

С одной стороны, на сегодня в НД отсутствуют критерии «немедленности» – величины временного промежутка, необходимого и достаточного для устранения указанных неисправностей. С другой стороны, существующий порядок финансирования бюджетных субъектов хозяйствования не позволяет оперативно реагировать на «внеплановые события» по многим статьям расходов, в том числе – и в области пожарной безопасности.

Таким образом, объект, для противопожарной защиты которого используется СГП без резерва (запаса) ГОТВ, после ее срабатывания по объективным причинам может автоматически оказаться «беззащитным» на неопределенное время. Для бюджетных организаций период «компенсирующих мероприятий» может растянуться на полгода, а то – и на год.

Интересно, как представляют себе противники нормативного резервирования ГОТВ наличие удвоенного количества огнетушителей, круглосуточное дежурство на объекте и т.п., если «объектами» являются, например, помещения с ограниченным доступом: серверные, ЦОДы, хранилища ценностей банковских учреждений (в том числе – государственных), органов власти (в том числе – центральных), и предприятий, имеющих стратегическое значение для экономики и безопасности страны по [13].

Обслуживающая организация оказывается между Сциллой и Харибдой: с одной стороны – «негайно», с другой стороны – «приходите, когда у нас будут деньги» или «выполняйте работы в долг, а мы вам может быть, когда-нибудь заплатим». Так можно и без лицензии остаться!

Перед большинством «нестоличных» обслуживающих организаций встает дилемма: либо «замораживать» оборотные средства в виде, хранимых на складе различных видов (марок) ГОТВ и модулей газового пожаротушения, либо напрочь отказываться от обслуживания таких СГП.

В этом вопросе, все-таки важна не сиюминутная финансовая составляющая, а соображения безопасности процессов и технологий на протяжении всего их функционирования.

Существует еще один аспект вышеуказанной проблемы.

Пункт 6.2.1.2 ДСТУ 4466-1 [14] гласит: «У разі потреби, повинен бути передбачений резервний запас вогнегасної речовини для дублювання її випуску у кількості разів, визначеній органом влади».

НД, в котором прописаны критерии определения необходимой «кількості разів», отсутствует. При таком раскладе, сложно спорить с «органом влади», определяющим резерв ГОТВ для защиты объектов, например, относящихся к перечню [13], по такой методике:

М готв = З + n . З

где М готв – общая масса ГОТВ, кг;

З – масса основного заряда ГОТВ, кг;

n – коэффициент дублирования, n≥1.

Но есть и приятная новость для проектантов и обслуживающих организаций.

При внимательном изучении всего массива НД в области пожарной безопасности можно обнаружить, что в Украине требование о наличии резерва (запаса) ГОТВ таки «имеет место быть».

Логика простая:

В Приложении А «Перелік нормативних документів і нормативноправових актів з питань пожежної безпеки, на які є посилання в даних Нормах» ДБН В.2.5-56 [1] среди прочих НД есть ГОСТ 12.4.009 [15]. И не суть важно, что ссылки на него присутствуют только в Приложении Е «Проектування систем порошкового пожежогасіння». Попав в Приложение А ДБН В.2.5-56 [1], данный НД (без дополнительного указания каких-либо ограничений по применению), а также НД, перечисленные в нем напрямую или косвенно, автоматически становятся обязательными к исполнению документами.

ГОСТ 12.4.009 [15] распространяется на все виды установок (систем) пожаротушения независимо от вида ОТВ. Пункт 2.2.1 ГОСТ 12.4.009 [15] гласит: «Автоматические установки (системы – Прим. Авт.) пожаротушения и пожарной сигнализации должны соответствовать требованиям государственных стандартов…». Дальше нет смысла цитировать – ключевые слова: «государственных стандартов».

В Украине действует ГОСТ 12.3.046 [16], распространяющийся «…на вновь разрабатываемые и модернизируемые автоматические установки (системы) пожаротушения (АУП)…».

Обратимся вновь к тексту ГОСТ 12.3.046 [16]:

«14. АУП, кроме водяных, должны быть обеспечены 100%-ным, по отношению к расчетному, запасом огнетушащего вещества.

15. Пенные и газовые АУП должны иметь 100%-ный резерв огнетушащего вещества».

Комментарии, по-моему, излишни.

Чтобы избежать неоднозначности толкования (по [17]), думается, имеет смысл положения о наличии резерва и запаса ГОТВ внести в текст собственно ДБН В.2.5-56 [1], учтя при этом опыт ДБН В.2.5-13 [2].

Другим, нормативно не освещенным моментом в ДБН В.2.5-56 [1], являются вопросы применения систем флегматизации или по новомодному – систем снижения концентрации кислорода [18]. Довольно широко применяемые в Европе, у нас они пока не «становятся в строй» технических средств противопожарной защиты. Одной из серьезных причин является неоднозначность толкования требований Приложения В «Перелік однотипних за призначенням об’єктів, які підлягають обладнанню автоматичними системами пожежної сигналізації та пожежогасіння і тип системи передавання тривожних сповіщень» ДБН В.2.5-56 [1]. В соответствии с Приложением В ДБН В.2.5-56 [1] ряд объектов сельскохозяйственного назначения и, в первую очередь – хранения и переработки зерновых культур, подлежит оснащению автоматическими системами пожаротушения. Однако если объект необходимо оборудовать системой пожаротушения, предназначенной для борьбы с возникшим пожаром, то финансово накладно (да и нет нормативов) добавлять еще и систему флегматизации, предназначенную для недопущения создания условий возникновения пожара.

Думается, имеет смысл внести изменение в Приложение В ДБН В.2.556 [1], заменив логическое «И» на логическое «ИЛИ».

Литература:

  1. ДБН В.2.5-56-2010 Інженерне обладнання будинків і споруд. Системи протипожежного захисту.
  2. ДБН В.2.5-13-98 Інженерне обладнання будинків і споруд. Пожежна автоматика будинків і споруд.
  3. ДСТУ 4578:2006 Системи пожежогасіння діоксидом вуглецю. Проектування та монтаж. Загальні вимоги (ISO 6183:1990, MOD).
  4. ДСТУ 4466 Системи газового пожежогасіння. Проектування, монтаж, випробування, технічне обслуговування та безпека (ISO 14520, MOD).
  5. ДСТУ 4490:2005 Пожежна техніка. Установки автоматичні аерозольного пожежогасіння. Проектування, монтування та експлуатування. Технічні вимоги.
  6. Котов А.Г. Пожаротушение и системы безопасности. Практическое пособие. 2 изд. – К.: 2010. – 277 с.
  7. ДСТУ 4466-5:2008 Системи газового пожежогасіння. Проектування, монтаж, випробовування, технічне обслуговування та безпека. Частина 5: Вогнегасна речовина FK-5-1-12 (ISO 14520-5:2006, MOD).
  8. Руководство по международным договорам в области охраны озонового слоя. Венская конвенция (1985 год). Монреальский протокол (1987 год). Седьмое издание (2006 год).
  9. Кіотський протокол до Рамкової конвенції Організації Об’єднаних Націй про зміну клімату (http://zakon2. rada.gov.ua/laws/show/995_801).
  10. Significant New Alternatives Policy (SNAP) program.
  11. НАПБ А.01.001-2004 Правила пожежної безпеки в Україні.
  12. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. — 4-е изд., дополненное. — М.: Азбуковник, 1999. — 944 с.
  13. Постанова КМУ від 23 грудня 2004 р. № 1734 «Про затвердження переліку пі дприємств, які мають стратегічне значення для економіки і безпеки держави».
  14. ДСТУ 4466-1:2008 Системи газового пожежогасіння. Проектування, монтаж, випробування, технічне обслуговування та безпека. Частина 1: Загальні вимоги (ISO 14520-1:2006, MOD).
  15. ГОСТ 12.4.009-83* ССБТ. Пожарная техника для защиты объектов. Основные виды. Размещение и обслуживание.
  16. ГОСТ 12.3.046-91 ССБТ. Установки автоматические. Общие технические требования.
  17. Закон України «Про основні засади державного нагляду (контролю) у сфері господарської діяльності».
  18. В.Носач. Запобігання пожежам шляхом зниження концентрації кисню: стандартизація в Європі //«F+S» №4(64) 2013. 


Тематика:  Пожарная безопасность
Автор:  f+s
Источник:  http://security-info.com.ua/

Возврат к списку


Материалы по теме: