Гостиничная СКУД: памятка проектировщику

08.01.2014

Часть 1

Андрей Катренко
Управляющий партнер ООО «Смарт Секьюрити Украина»
01133, г. Киев, пер. Лабораторный, 1, оф. 271
Тел.: +38 (044) 592-92-25
тел./факс: +38 (044) 529-33-99
http://www.salto.com.ua

smart_security.jpgВ гостиничной сфере из всех функций систем жизнеобеспечения и безопасности (в том числе СКУД) наиболее ценной считается надежность. Любого поставщика сначала попросят показать историю внедрений в отелях за последние пять и более лет, и только затем, возможно, рассмотрят само предложение. Так что новички на этом рынке появляются редко как среди поставщиков, так и производителей. А закрепляются на нем еще реже... По этой причине список брендов и поставщиков специализированных гостиничных систем доступа весьма скромен: такого разнообразия систем, как на рынке классических СКУД, тут нет и близко. И такова ситуация не только на украинском, но и на мировом рынке. Из-за ограниченности выбора, зачастую заказчика гостиничной СКУД сначала просят выбрать бренд, а уже потом, исходя из возможностей конкретной системы, строят СКУД по принципу «слепили из того, что было». При определенных условиях такой подход имеет право быть, но его никак нельзя назвать единственно верным. Поэтому, я полагаю, что при выборе специализированной гостиничной СКУД надо плясать не от бренда, а от «от печки», т.е. от конкретного объекта.

Цель данного цикла статей — помочь вам корректно составить список требований к гостиничной СКУД, и на его основе подбирать оптимальное решение (в идеале — несколько) из имеющихся на рынке.

Итак, представим себе, что вы – проектировщик или менеджер по проектам компании-интегратора, выигравшего тендер на оборудование слаботочными системами нового гостиничного комплекса. Среди систем, относящихся к «слаботочке», числится СКУД, и ваша задача состоит в освоении именно этой темы. Для этого вы идете к заказчику и просите у него техническое задание (ТЗ), на основе которого и будете проектировать систему.

Как показывает практика, в большинстве случаев вы получите «ТЗ на СКУД» в диапазоне от «хочу так же, как в соседнем отеле – только лучше» и до «видели как в соседнем отеле? мне так не надо!..». При работе с объектом любого другого типа вы бы наверняка просто взяли поэтажные планы здания и начали проектирование. Благо опыта проектирования СКУД для офисных центров и предприятий предостаточно, а готовых проектов – стопка.

Но я бы сразу предостерег вас от попытки использовать типовое проектирование. В отличие от офиса СКУД в гостинице является очень специфичной системой, и в список решаемых ею задач могут попасть весьма неожиданные пункты: начиная от обеспечения финансовой безопасности объекта (поди разберись, что под этим понимает конкретный заказчик), до энергосбережения и определения присутствия в номерах. Так что работу с заказчиком надо начинать с написания общей концепции СКУД. В отличие от ТЗ, она должна быть гораздо короче, её вовсе необязательно перегружать специальными терминами, так что даже неподготовленный заказчик сможет осмысленно утвердить её, не спрашивая: «А на каком языке это написано?».

Начнем со списка вопросов, которые мы должны задать (а потом обсудим, какие ответы следует «подсказать») заказчику:

Какой тип карт использовать для гостей и персонала?

Каким требованиям должны отвечать замки на номерах?

Какие подсистемы должна включать СКУД?

Как осуществляется зонирование объекта? Какие зоны и помещения должны быть доступны гостям?

Какие задачи должна решать СКУД в части служебных и административных помещений?

С какими системами должна быть обеспечена интеграция гостиничной СКУД?

На основании ответов мы и сможем составить сначала краткую концепцию, а затем уже и техническое задание, по которым будет вестись проектирование, поставка и запуск СКУД в эксплуатацию.

Карты.

Этот вопрос абсолютно намеренно стоит на первом месте – в зависимости от решений, принятых по типу используемых карт, может поменяться весь ход дальнейшего разговора с заказчиком и сразу определится круг поставщиков (а точнее систем-претендентов).

Вариантов ответа не так уж и много.

Карты с магнитной полосой.

Классический тип карт для гостиниц, обладающий на сегодня единственным преимуществом: цена (гостевые карты для отеля – расходный материал, поэтому их цена оправданно является одним из важных факторов). За низкую стоимость карт приходится платить такими серьезными недостатками, как низкая защита от размагничивания и клонирования, а также малая ёмкость магнитной полосы. Главным недостатком будет именно опасность размагничивания карты, из-за которой гость может не попасть в номер и будет вынужден спуститься к стойке администратора для «перевыпуска» ключа. Если такое случится однажды за время проживания, то гость просто поморщится. Если же эту процедуру ему придется проделывать чуть ли не ежедневно, то менеджеру отеля не избежать неприятного разговора. А главное серьезно пострадает репутация отеля.skud.jpg

Даже если вы будете использовать карты с магнитной полосой высокой намагниченности HiCo (обычно в отеле используют более дешевые карты LoCo с низкой степенью намагниченности), при современном уровне развития технологий и количества окружающей нас электроники вероятность размагничивания карт исключить невозможно.

Клонирование – ещё одна опасность, поскольку скопировать магнитную карту сегодня может любой школьник. Это также может привести к серьезным репутационным и финансовым потерям, особенно если клонирован служебный ключ с доступом ко всем номерам подряд.

И, наконец, малая ёмкость магнитной полосы. Из-за этого технологического ограничения на рынке практически отсутствуют гостиничные системы, которые помимо контроля номеров могут одновременно предложить адекватные возможности по организации СКУД служебной части гостиницы.

Если несмотря ни на что заказчик выберет магнитную карту, вам практически со 100% вероятностью придется закладывать в проект 2 разные системы: систему электронных замков для номеров и отдельную СКУД для служебной части.

Не забудем также, что из-за контактного типа считывания системы на магнитных картах подвержены износу, имеют невысокую антивандальную защиту (для отеля она звучит скорее как «защита от детей») и климатическую стойкость.

Контактные смарт-карты.

Этот тип карт для СКУД являлся переходным. Они уже имеют микрочип благодаря которому их ёмкость и защита от копирования несравнима с магнитными, но все ещё требуют контакта между картой и считывателем для обмена информацией. Это значительно снижает эффективность их применения в СКУД, так как износ карт и контактов считывающего блока в замке или считывателе снижают срок жизни систем и добавляют сервисных проблем инженерной службе уже через пару-тройку лет эксплуатации (контактная группа считывателя смарт-карт даже более капризна, чем магнитная головка).

Кстати, когда проблемы магнитных карт стали особенно очевидны, многие производители гостиничных систем предложили комбинированные системы, в которых гость попрежнему получает при поселении магнитную карту (дёшево), а вот персонал уже использует смарткарты (безопасно, плюс большая ёмкость для записи сложных правил доступа в интересах служебной необходимости).

Есть и полные «Смарт-системы», в которых и гости, и персонал используют карты с микрочипом (существует достаточно много подвидов смарт-карт с разной ёмкостью и уровнем защищённости, что позволяет выбирать для гостей более дешёвые и менее ёмкие карты, а для персонала, наоборот, более ёмкие и защищенные, но при этом и более дорогие).

Однако из-за указанного выше недостатка эти системы уже практически сошли со сцены, так что я бы не стал их рекомендовать в новые отели.

Бесконтактные RFID-карты EM-Marine и HID PROX.

Эти идентификаторы, властвующие в «классических» СКУД, в гостиничных системах как раз не прижились. Они являются чистыми идентификаторами, на которые невозможно произвести запись, а значит, использующая их СКУД может быть только проводной (по-другому контроллер двери номера просто не узнает, что в отель только что вселился новый гость и его нужно пустить в номер).

Для офиса, где СКУД включает турникет на входе в здание и еще пару-тройку (или десяток) дверей в одном крыле, прокладка проводов – это не проблема. Тем более что эти же провода зачастую нужны и для систем охраны.

skud1.jpg

Для гостиницы на 20–50 (и более) дверей прокладка кабелей к каждому номеру может вылиться «в копеечку», даже если отель только строится (нужно учитывать не только стоимость прокладки магистрального кабеля от центрального сервера к дверному контроллеру, но ещё и всю дверную обвязку). А уж прокладка кабеля в существующем отеле, скорее всего, будет вообще невозможна.

Из-за более высокой стоимости проводных систем в расчете на один номер, рынок гостиничных СКУД в мире сложился таким образом, что проводных гостиничных СКУД практически не осталось. Так что помимо сложностей с кабелем вас обязательно будут поджидать еще и проблемы поиска гостиничной системы или адаптации ПО «офисной СКУД» под гостиничные функции.

Не стоит забывать и о невозможности (или дороговизне) реализации чисто гостиничных функций при организации доступа в номер (об этих функциях мы поговорим чуть позже)...

Я слышал о нескольких попытках адаптации обычных проводных СКУД «под гостиницу» в Украине. Опыты эти ставились в основном на маленьких отелях и редко когда заканчивались удачно.

И, наконец, еще один очень важный фактор: на сегодняшний день клонировать карты EM-Marine и HID PROX даже проще и дешевле, чем карты с магнитной полосой – одного этого фактора, в общем-то, достаточно для того, чтобы отказаться и от них тоже.

Бесконтактные перезаписываемые RFID-карты (MiFare, Desfire, iClass, Legic и т.д.)

Мы, наконец, добрались до того типа карт, который однозначно является наиболее предпочтительным (как минимум с технологической точки зрения) для применения в гостиничных СКУД. Выбор различных носителей из разряда «перезаписываемых RFID-карт» в настоящее время весьма обширен, что позволяет подобрать как достаточно интересные с точки зрения стоимости карты гостей (например, карты MiFare Ultralight, MiFare Ultralight C (Crypto) или ICODE), так и ёмкие защищённые карты персонала. Напомню, деление на гостей и персонал в применении к картам вытекает из следующих соображений:

  • гостевые карты как расходный материал должны быть недорогими, план доступа гостей не бывает особенно сложным, поэтому и ёмкость карты может быть не очень большой (в беспроводных гостиничных системах план доступа пишется на саму карту);
  • служебные карты используются в гораздо меньших количествах, чем гостевые (поэтому их стоимость не столь важна), в то время как план доступа сотрудников всегда на порядок сложнее, чем у гостя (тут и расписания доступа используются, и количество разрешённых точек доступа отличается на порядки), а это значит, что нужна большая ёмкость карты. Защита карт персонала от незаконного копирования также должна быть на порядок выше, так как в случае любого воровства из номера отеля по служебной карте компенсировать убытки гостям должен будет отель, вне зависимости от обстоятельств (а репутационные потери могут оказаться вообще непоправимыми).

В дальнейшем я ещё отмечу другие нюансы перезаписываемых RFID-карт. Пока же остановимся на том, что именно этот тип карт следует считать наиболее технологичным, безопасным и перспективным при применении в гостиничных СКУД.

В данном обзоре технологий были упомянуты далеко не все возможные варианты. Существуют гостиничные СКУД с ключами iButton («далласовскими таблетками», перезаписываемыми и нет), специальными транспондерами и даже биометрические системы, работающие по отпечаткам пальцев. Однако такие системы либо предназначены для весьма специфичных условий применения, либо просто являются экзотикой, установленной от силы в десятке отелей по всему миру...

Позволю себе предположить, что на этом этапе удалось убедить предполагаемого заказчика в правильности выбора именно перезаписываемых RFID-карт, и при обсуждении дальнейших вопросов мы будем опираться именно на эту технологию. (Продолжение следует) 


Тематика:  Системы контроля доступа
Автор:  f+s
Источник:  http://security-info.com.ua

Возврат к списку


Материалы по теме: