Об инженерной защите автомобильных въездов объектов

07.02.2014

Просвирнин Л. В.
директор украинского подразделения ЗАО «ЦеСИС НИКИРЭТ»

Сукачев В. В.
кандидат политических наук

49081, г. Днепропетровск,
ул. Бердянская, 1-148
Тел./факс: (067) 769 71 69
e-mail: cesis@ukr.net
www.cesis.ru 

Долгое время Украина была одним из самых безопасных государств СНГ в плане террористической активности. В то время как в России, Белоруси, Казахстане гремели взрывы, для жителей нашей страны «террористический акт» оставался пугающей абстракцией. Системы безопасности объектов разной степени ответственности строились, прежде всего, для того, чтобы предотвращать проникновение нежелательных посетителей (перемещающихся пешим порядком) с целью хищения имущества или вынос ценностей персоналом данного объекта.

cecis1.jpgОднако в 2012 году прозвучал тревожный звонок. В январе-феврале в Одессе СБУ была обезврежена террористическая ячейка под руководством Адама Осмаева (данное событие активно освещалось СМИ). Конечно, версия о покушении на Владимира Путина вызывает обоснованное сомнение. Но есть и другие свидетельства: газета «Коммерсантъ-Украина» сообщила, что, по данным ее источников, группа чеченских террористов готовилась к подрывам трубопроводов, т.е. диверсиям экономического характера. При этом они собирались использовать самодельные взрывчатые вещества (ВВ) на основе селитры, продаваемой в любом магазине семян, хозяйственном магазине или рынке.

Кто знает, может быть своевременно раскрытая группа Осмаева представляет нам лицо будущих «экономических террористов», применяющих маломощные, но дешевые, легкодоступные ВВ для организации терактов на объектах транспортной инфраструктуры (трубопроводы, нефте- и газовые терминалы, порты), особо важных промышленных объектах (нефтеперерабатывающие заводы и нефтебазы, складские комплексы, элеваторы, маслоэкстракционные заводы) для получения выкупа от их владельцев или государства. Недостаточную мощность селитряных ВВ они могут легко компенсировать увеличением заряда до 400-500 кг. и более, разместив заряд в микроавтобусе, например, вездесущей «Газели» (столь мощный заряд выведет из строя на длительное время практически любой промышленный объект, принеся многомиллионные убытки). Кстати, заряд такой массы, спрятанный в микроавтобусе «Фольксваген», использовал печально известный Андерс Брейвик для первой части теракта – взрыва в правительственном квартале г. Осло. Чеченские террористы в России также предпочитали не привлекающие внимание «Газели», так как эти автомобили высокоманёвренные, легко прячутся и не привлекают внимание в условиях городской застройки.prepona1.jpg

Вероятность использования террористических тактик, как в конкурентной борьбе, так и с целью обогащения многократно возрастает в условиях экономической стагнации или кризиса. К сожалению, будущее украинской экономики в краткосрочной перспективе выглядит не блестящим. Сокращение потребления и падение цен на основные экспортные товары (металлургическая и химическая продукция) будет иметь негативные последствия в виде снижения темпов роста экономики, усиления конкуренции и падения уровня жизни (в связи с замораживанием или уменьшением зарплат).

В основном проникновение на территорию объектов происходит через въездные ворота. Обычно блокирование физического доступа автотранспорта на территорию охраняемого объекта осуществляется шлагбаумами, откатными или распашными воротами. Почти все (за редким исключением) объекты защищены таким образом. Являясь по существу предупредительными средствами, они не могут противостоять таранному удару транспортного средства. Подобные физические барьеры могут в той или иной мере лишь замедлить движение автотранспортного средства, но не решают задачу блокирования автомобиля вне охраняемой территории.

Протаранив существующие обычные ворота и получив при этом незначительные повреждения автомобиля, террористы имеют все шансы выполнить свою задачу и произвести подрыв взрывного устройства в месте, где оно нанесет максимальный ущерб. Вероятно, что воспользовавшись вызванной взрывом паникой и разрушениями, злоумышленники даже смогут быстро покинуть территорию атакованного объекта и в дальнейшем продолжать противоправные действия. Иначе говоря, использование взрывного устройства в автомобиле возможно не только фанатичными террористами-смертниками, но и рационально действующими злоумышленниками, использующими террористические методы в личных целях.

Таким образом, современная система инженерной защиты объекта, расположенного в окружении городской застройки, должна строиться так, чтобы не допустить прорыва внутрь охраняемого периметра микроавтобуса либо небольшого грузовика (до 3,5 тонн), двигающегося со скоростью в 30-40 км/ч. Такие характеристики ТС, которое вероятнее всего будет применено для совершения теракта выбраны по следующим причинам:

  • для доставки необходимого количества ВВ на место совершения теракта достаточно микроавтобуса или грузового автомобиля с разрешенной массой 3,5 т.;
  • ТС с разрешенной массой более 3,5 тонн значительно заметнее в городском транспортном потоке и вероятность того, что оно привлечет внимание ДПС, значительно выше;
  • в условиях городской застройки (неширокие улицы, плотный транспортный поток и пр.), а также при правильной организации въезда на объект, транспортное средство, управляемое злоумышленником, просто не сможет развить большую скорость.

Кроме того, следует отметить, что устройство, блокирующее въезд на объект, не должно создавать препятствий для обычного транспорта, т.е. быстро открываться и закрываться в любое время года и при любой погоде, иметь значительный ресурс на открытие/закрытие.

Специально для решения данной задачи ЗАО «ЦеСИС НИКИРЭТ», компании имеющей большой опыт в области организации инженерной защиты важных объектов на территории России, было разработано противотаранное устройство шлагбаумного типа ПТУ-Л «Препона», в полной мере соответствующее данным требованиям.

Конструкция стрелы «Препоны» выполнена в виде сдвоенной стальной профильной трубы (см. рис. 2), с находящейся внутри неё специальной тросовой системой, состоящей из девяти 8-миллиметровых стальных тросов и обеспечивающей прочность на разрыв не менее 54 тонн статистических нагрузок.

Конструкция шлагбаума и собственно стрелы выполнена таким образом, что при ударе разрушается только стрела, а корпуса шлагбаума и «быков», а также фундамент устройства остаются целыми и не требуют замены. Сама стрела легко и быстро заменяется.

prepona.jpg

Наличие мощной стрелы с предупредительными знаками «Стоп» одновременно является и предупредительным заграждением, создавая значительную вероятность отказа от атаки объекта.

Ключевые преимущества устройства: простота монтажа и сравнительно небольшой фундамент; внешний вид, не диссонирующий с эстетикой современной городской архитектуры.

Устройства шлагбаумного типа, конечно, не единственные устройства на рынке, блокирующие въезд автотранспорта на территорию охраняемых объектов. Существует целый ряд устройств, устанавливаемых в дорожное полотно (болларды, плиты). Тем не менее, можно с уверенностью утверждать, что ПТУ-Л «Препона» более удобна и дешева в эксплуатации. Любые устройства, устанавливаемые в дорожное полотно, требуют систем дренажа для дождевой/талой воды, их необходимо регулярно очищать от грязи, снега, и особенно – от намерзающего льда. «Препона» лишена таких недостатков.

И, наконец, самое важное преимущество «Препоны» – при оборудовании нею уже построенного, функционирующего объекта не нужно полностью перекрывать въезд, так как основная часть работ производятся по сторонам от проезжей части. 


Тематика:  Охрана периметра
Автор:  f+s
Источник:  http://security-info.com.ua/

Возврат к списку


Материалы по теме: