Комплексные решения систем безопасности объектов транспортной инфраструктуры

30.05.2014

Александр Полищук
Коммерческий директор
ООО «Квирин»
Тел.: (096) 563-77-51
e-mail: kvirin@kvirin.ua


Сергей Пономарев
Заместитель директора
ООО «Квирин»
Тел.: (067) 446-01-92
e-mail: s_ponomarev@ukr.net

kvirin.jpg
http://www.kvirin.ua
http://www.vesda.com.ua

Сегодня нельзя представить нашу повседневную жизнь без транспорта, помогающего преодолевать нам подчас огромные расстояния в кратчайшие сроки. Благодаря современным возможностям техники, время перемещения «из точки А в точку Б» сжалось до минимума. Но в данном материале разговор пойдет не о мощностях авиадвигателей, качестве железнодорожных и автомобильных путей сообщения, а об одних из самых сложных элементов транспортной инфраструктуры – вокзалах и непосредственно связанных с ними части путей сообщения.

kvirin.jpg

По одному из определений вокзал – это здание (комплекс зданий), сооружения и устройства для обслуживания пассажиров и обработки их багажа, управления движением транспорта и размещения служебного персонала. Различают автовокзалы, аэровокзалы, железнодорожные, морские, речные, а также объединенные (комплексные).

Среди них одним из самых сложных и ответственных являются аэропорты – комплексы сооружений, включающих аэродромы, собственно аэровокзалы, грузовые терминалы и многие другие элементы.

Нельзя не согласиться с мнением профессионалов, например: [1], о том, что организовать безопасность аэропорта очень непросто. К основным причинам можно отнести:

  • большая площадь территории;
  • большое число сотрудников;
  • большая насыщенность высокотехнологичным электронным оборудованием;
  • большие пассажиро- и грузопотоки.

Поэтому требования к системам безопасности в аэропортах очень высоки.

В аэропортах используются интеллектуальные и всегда комплексные системы безопасности, связанные на уровне передачи сигналов от одной системы к другой с прописанным сценарием реагирования и моделирования поведения.

В связи с непрерывным потоком, круглосуточной работой и рядом других факторов приоритеты при создании системы безопасности аэропорта следует располагать в следующей последовательности:

  • защита здоровья и жизни человека;
  • защита технологического оборудования;
  • защита строительных конструкций.

К основной угрозе безопасности в аэропорту можно отнести риск возникновения пожара. Таким образом, первоочередной задачей обеспечения пожарной безопасности аэропорта является оснащение его пожароопасных помещений (в соответствии с ДБН В.2.5-56 [2]) системами пожарной сигнализации. Для минимизации времени реагирования на возможные очаги возгораний, а то и предупреждение возникновения возгораний, необходимо применение современных систем сигнализации сверхраннего обнаружения дыма.

Последние несколько лет с этой задачей наиболее эффективно справляются лазерные аспирационные извещатели VESDA (см. подробнее – [3]).

Одним из первых в 2008 году извещателями VESDA был оборудован 5-й терминал Лондонского международного аэропорта «Хитроу» (см. подробнее – [4])

Терминал, разместившийся в западной части Хитроу, представляет собой комплекс из трех зданий, связанных между собой переходами. Центральное здание протяженностью 400 метров, 40 – в высоту и 176 – в ширину (сопоставимо по площади с лондонским Гайд-парком). В новом пятиуровневом терминале с мраморными полами разместились 112 магазинов, ресторанов и закусочных, 800 мест общего пользования и самая крупная в Европе система обработки багажа – 12 тыс. единиц в час.

Решение Xtralis VESDA было выбрано за его преимущества над конвекционными и лучевыми системами обнаружения при защите больших открытых пространств. Xtralis VESDA ведет постоянный забор проб воздуха, улавливая даже самые маленькие частицы дыма.

Диапазон чувствительности извещателя VESDA более чем в 1 000 раз превосходит чувствительность традиционных точечных и лучевых пожарных извещателей. Это позволяет надежно определить признаки пожара на начальной стадии посредством обнаружения наличия дыма при потере видимости на метр от 0,005% до 2,0% на площади до 2 000 м2 [5].

hitrou.jpg

Принцип действия аспирационного извещателя VESDA основан на активном отборе проб воздуха из защищаемого помещения при помощи высокоэффективного вентилятора (аспиратора) через систему воздухозаборного трубопровода. Пробы воздуха после очистки их двухступенчатым фильтром переносятся в калиброванный лазерный детектор, где производится их точный анализ. Далее извещатели через программируемые реле или интерфейс могут передавать эту информацию на любой приемо-контрольный пожарный прибор, либо на прибор пожарного управления, либо на прибор централизованного наблюдения.

vesda.jpg

В отличие от стандартных пожарных извещателей, которые можно отнести к пассивным детекторам (их срабатывание зависит от условий попадания дыма в дымоприемник или пересечение лазерного луча и т.д.), извещатели VESDA активно ищут дым в защищаемом пространстве, что обеспечивает гарантированное его обнаружение.

Для сравнения приведена шкала на которой отображены время и плотность дыма при которой разные типы датчиков определяют его наличие (Рис.1 ).

Систему трубопроводов VESDA можно поместить в местах наиболее вероятного движения дыма, а техническое обслуживание извещателей можно осуществлять с уровня пола, что делает возможным осмотр извещателя без необходимости установки лесов или нарушения хода работы аэропорта.

Применение извещателей VESDA решает проблему помехозащищенности системы пожарной сигнализации. При защите помещений с электрооборудованием, вызывающим электромагнитные помехи, в защищаемом пространстве располагаются только воздухозаборные трубопроводы, а сам извещатель может быть расположен вне данного помещения.

Используемая в системе VESDA технология самообучения AutoLearn позволяет предотвратить ложные срабатывания от пыли, табачного дыма и т.д. Рис. 1

truboprovodi.jpgВозможности системы VESDA позволяют в отличие от классической системы пожарной сигнализации успешно адаптировать ее к особенностям конструкций помещений. Система трубопроводов Vesda

В аэропорту, как уже показано выше, насчитывается великое множество технологических помещений, подлежащих защите системами пожаротушения в соответствии с ДБН В.2.5-56 [2]. К ним относятся машинные залы, диспетчерские, электрощитовые, серверные, подстанции, аккумуляторные отделения, кабельные тоннели.

С целью сохранения работоспособности технологического оборудования помещения, насыщенные электроникой, должны защищаться системами газового пожаротушения. На сегодня существует множество газовых огнетушащих веществ (ГОТВ) – см., например, ДСТУ 4466-1 [6] и ДСТУ 5092 [7].

Однако нельзя забывать и о помещениях (таких как КДП и т.д.), в которых по технологическому циклу работы обслуживающий персонал должен находиться «до последнего». Большинство из ГОТВ либо непригодны для защиты помещений с пребыванием людей (ДСТУ 5092 [7]), либо ограниченно пригодны: время относительно безопасного их воздействия на человека ограничивается 3-5 мин.

И вот тут, благодаря своим токсикологическим и экологическим особенностям, на первое место выходит FK-5-1-12 ДСТУ 4466-5 [8], известный также под названием 3М™ Novec™1230 (см. подробнее – [9], [10]).

pribori.jpg

3М™ Novec™1230 предлагает уникальное сочетание безопасности, незначительного влияния на окружающую среду и эффективности тушения огня, что делает его первым химическим заменителем хладонов, обеспечивающим жизнеспособную, долговременную и надежную технологию для защиты от пожаров в особо опасных ситуациях.

3М™ Novec™1230 применяется как ГОТВ, хотя при комнатной температуре представляет собой жидкость. Оно не проводит электрический ток ни в жидком, ни в газообразном состоянии.kvirin1.jpg

Чтобы понять, каким образом ГОТВ ЗМ™ Novec™ 1230 тушит огонь, нужно рассмотреть основные аспекты химии горения. Четыре компонента: топливо, кислород, тепло и взрывную цепную реакцию – часто называют «тетраэдром пожара». Как известно, для воспламенения и поддержания горения необходимы все эти четыре фактора в правильном сочетании. Тетраэдр пожара показывает, что огонь можно потушить, нарушив одну или несколько связей между этими компонентами, или изменив баланс между ними:

  • путем прерывания взрывной цепной реакции;
  • путем изоляции или устранения источника топлива;
  • путем перекрывания или ослабления подачи кислорода;
  • путем отвода достаточного количества тепла от огня.

Принцип пожаротушения с помощью ГОТВ ЗМ™ Novec™ 1230 основывается на четвертом механизме. При подаче ГОТВ ЗМ™ Novec™ 1230 создается его газообразная смесь с воздухом. Такая смесь реагента с воздухом имеет гораздо большую теплоемкость, чем воздух. Большая теплоемкость означает, что данная смесь газов поглощает больше энергии (тепла) на градус изменения ее температуры.

При должной проектной концентрации смесь реагента с воздухом поглощает достаточно тепла, чтобы нарушить баланс тетраэдра пожара. Количество тепла, отдаваемого пламенем в окружающее пространство, в присутствии реагента возрастает. Это приводит к охлаждению горящей зоны до температуры, когда горение прекращается. ГОТВ ЗМ™ Novec™ 1230 имеет самую большую теплоемкость среди всех имеющихся на рынке заменителей хладонов, что дает самую низкую концентрацию, необходимую для тушения конкретных видов топлива.

Именно аспирационные извещатели VESDA и ГОТВ Novec™1230 были выбраны для защиты аппаратного зала помещения технического контроля РСП «Киевцентраэеро» ГП «Украэроруха». Объект, где основными требованиями к системам газового пожаротушения были: сверхраннее обнаружение возгорания и безопасность людей при их срабатывании.

Что и было успешно реализовано ООО «КВИРИН».

Все вышесказанное замечательно подходит к аналогичной инфраструктуре и других видов транспорта: автомобильного, железнодорожного, морского, речного.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. http://www.smt-vc.ru/sistemy_ bezopasnosti/airport/.
  2. ДБН В.2.5-56-2010 Інженерне обладнання будинків і споруд. Системи протипожежного захисту.
  3. Полищук А. Техническое обоснование применения аспирационных пожарных извещателей сверхраннего обнаружения пожара Vesda //«F+S» №5 (65) 2013 – С. 34-36.
  4. http://vesda.com.ua/content/ view/106/62/lang,russian/
  5. Летунов А.М. Как работает ваша система пожарной безопасности? Давайте рассмотрим поподробнее…// «Пожарная автоматика» 2010 – С. 48-49.
  6. ДСТУ 4466-1:2008 Системи газового пожежогасіння. Проектування, монтаж, випробування, технічне обслуговування та безпека. Частина 1: Загальні вимоги (ISO 14520-1:2006, MOD).
  7. ДСТУ 5092:2008 Пожежна безпека. Вогнегасні речовини. Діоксид вуглецю (EN 25923:1993 (ISO 5923:1989), MOD).
  8. Пономарев С. Газовые огнетушащие вещества: правда не хуже вымысла //«F+S» №1 (61) 2013. – С. 48-49.
  9.  ДСТУ 4466-5:2008 Системи газового пожежогасіння. Проектування, монтаж, випробовування, технічне обслуговування та безпека. Частина 5: Вогнегасна речовина FK-5-1-12 (ISO 14520-5:2006, MOD).
  10. http://novec1230.kiev.ua


Тематика:  Охранно-пожарные системы
Автор:  f+s
Источник:  http://security-info.com.ua/

Возврат к списку


Материалы по теме: