Служба спасения 112 в Украине будет. Но какая?

Служба спасения 112 в Украине будет. Но какая? 18.02.2011

12 января с.г. пресс-служба Президента Украины распространила сообщение о том, что Глава государства Виктор Янукович поручил премьер-министру Николаю Азарову создать систему экстренной помощи людям по единому телефонному номеру 112.

Система 112 сконцентрирует в себе функции, которые ранее выполняли оперативно-диспетчерские системы служб экстренного реагирования 101, 102, 103, 104. Таким образом, после внедрения Системы 112 она станет отечественным аналогом известной американской Службы спасения 911. Это, кроме ряда других преимуществ, связанных с возможностью более эффективной координации усилий экстренных и аварийных служб, а также других участников реализации плановых мероприятий по предотвращению и реагированию на чрезвычайные ситуации, будет удобно гражданам. Ведь им, чтобы получить оперативную и профессиональную помощь, нужно будет запомнить и набрать, в случае необходимости, только один телефонный номер – 112, сообщает пресс-служба Президента Украины.

После такого сообщения сразу напрашивается вопрос: «Неужели свершилось, неужели, наконец, кто-то не на словах, а на деле займется тем, что всем нам, украинцам, необходимо, как воздух?». Откровенно говоря, если бы не Евро-2012, то, скорее всего, ответ на этот вопрос был бы отрицательным. А так есть надежда. Правда, очень уж смущают сроки внедрения системы – до футбольного чемпионата осталось всего полтора года.

Еще раз напомним, что об острой необходимости создания в Украине экстренной Службы 112 речь идет на протяжении последних шести-семи лет. Говорят много, но сдвинуть эту проблему с мертвой точки так никому и не удалось. Первопричиной этого, скажем прямо, являются, мягко говоря, борьба за влияние между министерствами и ведомствами (а также распри и внутри их самих), которые заключаются в том, что каждый хочет быть «главным и единственным» (при этом ни о каких, даже незначительных уступках «конкурентам», не может быть и речи). Следствием этого логично является вторая причина, а именно, отсутствие законодательной базы.

Вспомним также, что 27 декабря 2007 г. на то время Президент Украины Виктор Ющенко уже поручал МЧС создать единую диспетчерскую Службу экстренной помощи населению 112. И тогда, как и сейчас, об этом тоже много писали и говорили.

Что было дальше? История эта до недавнего времени была покрыта полным мраком. В какой то мере тайну завесы над ней приоткрыл в конце прошлого года на брифинге для журналистов начальник управления противодействия коррупции и контрольно-ревизионной работы МЧС Ян Берназюк. Он сообщил, что 27 декабря приказом министерства решено ликвидировать государственное предприятие «Украинские специальные системы связи», которое ранее занималось внедрением Системы 112. По его словам, ГП в 2006-2008 израсходовало порядка 56 млн. гривен на ее разработку и внедрение, однако до сих пор система фактически не существует. «Если честно, система наша подготовлена во Львове и в Харькове, она, если очень мягко сказать, не существует. То есть, существуют очень простые программы. Сегодня нужно начинать почти с нуля», – сказал он, отметив, что в связи с неэффективным использованием УССС средств, против предприятия велось ряд судебных разбирательств…

Трудно понять, куда были потрачены эти 56 миллионов, и почему сегодня все надо начинать с нуля, если на этом же брифинге было заявлено, что, по оценкам МЧС, стоимость запуска Системы в Киеве, Львове, Харькове и Донецке составит около 8 миллионов гривен.

Напомним также, что в апреле прошлого года Кабинет Министров увеличил финансирование проведения мероприятий к Евро-2012 из средств стабилизационного фонда, в частности, 17 млн. 700 тыс. грн. были выделены на создание и обеспечение функционирования Системы экстренной помощи населению по единому телефонному номеру 112.

После этого информация о разработках в нашей стране Службы экстренной помощи практически полностью отсутствовала. Заговорили об этом вновь в конце прошлого года. Вначале в МЧС появился приказ министра № 102 об организационных мероприятиях по созданию и внедрению Системы 112, которым был утвержден план на 2011–2015 годы. В частности, этот план предусматривает начало проведения процедур закупки товаров и услуг по созданию Системы 112 уже с 17 января 2011 года. Подтвердил эту дату и Ян Берназюк, который сообщил журналистам, что тендер запланировано объявить во второй декаде января.

И тут возникает первый вопрос. На момент написания статьи (10 февраля с.г.) тендер так и не был объявлен. Опять никуда не спешим? Или победитель тендера вновь будет назначен? Ответить на эти вопросы нам так никто и не смог. Нет никакой официальной информации на этот счет и в МЧС.

Что будет дальше? Приведем цитату из интервью министра МЧС Виктора Балоги газете «Урядовий кур’єр» 19 января с.г.: «Ще одним резонансним проектом МНС стало створення Служби виклику 112 за відомим американським аналогом «911»... У МНС створено «Центр громадської безпеки 112», який і втілює цей задум. Техніко-економічне обгрунтування проекту буде розроблено до 1 лютого, документація на мережу 112 – до 1 квітня ц. р. Далі будемо купувати апаратуру і обладнання, будувати регіональні центри в областях, де проходитимуть матчі Євро-2012. З 1 травня наступного року система діятиме в Києві, у Донецькій, Харківській, Львівській і Київській областях. По всій території країни Система 112 повинна запрацювати з 1 грудня 2015 року».

Все кажется понятно. Но снова возникает вопрос: как эти планы согласовываются с требованиями УЕФА? О чем речь? Напомним, что УЕФА потребовала от Украины создать к Евро-2012 единую Службу спасения (помощи) 112 в первую очередь в городах, в которых будут проводиться футбольные матчи, за год до чемпионата, чтобы она прошла апробацию. Информацию о том, изменило ли УЕФА свои требования к Украине, мы не нашли. Кто знает, может нашей стране действительно сделали исключение…

И вновь о тендере. Так как он волнует очень многих, мы решили обратиться с вопросами к главе рабочей группы по развитию Системы 112 Украинского союза противопожарной и техногенной безопасности Юрию Зозуле.

– Юрий Андреевич, какими Вам видятся особенности тендера по созданию в Украине Системы 112?
– Особенностью украинского тендера являются нереально сжатые сроки, отсутствие технического проекта, нормативной и законодательной базы, неопределенность с финансированием. Словом, всего того, что необходимо для создания настоящей национальной системы помощи и спасения людей. Поэтому в спешке и неопределенности, конечно, возможны и злоупотребления, и лоббистские влияния разных групп и компаний. Но важность тендера очень велика, так как от него реально зависит жизнь и спасение людей. Ошибка власти или малодушное лоббирование наиболее «выгодного» производителя однозначно приведут к непредсказуемым последствиям. Этот тендер будет рассматриваться не только под линзой общественных организаций типа УСПТБ, УФИБ, контролирующих структур СБУ, КРУ, но и со стороны Евросоюза, который через свои фонды проводил обучение по опыту построения 112 в Европе. Надеюсь, что по результатам тендера будут проведены пресс-конференции с оценкой выбора решения, а после этого осуществляться пристальный контроль над всем процессом внедрения.

– Кто, на Ваш взгляд, может выступить поставщиком решения?
– К сожалению, вряд ли мы можем говорить об отечественном производителе, хотя я считаю, что Украина обладает необходимым потенциалом специалистов. Как я уже говорил, отсутствует три базовых фактора, нет времени на разработку и тестирование, нет долгосрочного финансирования проекта, как НИОКР, и доведения до промышленного образца, нет опыта эксплуатации таких систем. Поэтому, скорее всего, надо будет выбирать из готовых решений, гарантирующих результат. Здесь нам наиболее близки системы Европы (более 20 лет опыта эксплуатации) и США (более 30 лет). Базовым в построении системы и ее эксплуатации является не столько «железо», на котором построена электронная часть. И даже не программное обеспечение, которое в свою очередь должно иметь требуемую надежность и оптимальную функциональность, открытую платформу и способность к наращиванию функциональности должно соответствовать европейским рекомендациям и стандартам. Наиболее значимым в 112 является именно логика процессов и база накопленных знаний в системе принятия решений. Логика, выраженная в отработанных алгоритмах, позволит оптимально взаимодействовать службам и управлять ресурсами. Поставка проверенного решения, аналог которого в текущий момент уже используется в странах Евросоюза, с оптимальной европейской логикой спасения и адаптация его под украинские нормы, на мой взгляд, есть лучший рецепт для Украины. Кстати, весь опыт Европы аккумулируется в профильных европейских институциях типа EENA (Европейская ассоциация единого европейского номера), но пока ее опыт наши министерства не учитывают.

– Какие проблемы Вы видите в создании Службы спасения в Украине?
– Мне вообще непонятна позиция государства в отношении своих же граждан. Ведь именно спасение жизней – одна из базовых задач любой власти. А если посмотреть, до какого упадка доведены спасательные подразделения и службы 101, 102, 103 и т.д., то поручение Президента страны, мне кажется, было актуальным еще лет 10 назад, а не сейчас, когда Евро-2012 поджимает и теперь все надо делать в спешке.

Проблемы, конечно же, существуют. Начиная с того, что будет продолжаться борьба за влияние между МЧС и МВД. И это будет стопорить нормативный и законодательный процессы, принятие технических решений. Не исключен выбор «карманного» поставщика, без необходимого опыта построения систем. Не исключено также и принятие решения по принципу «сделать хоть что-нибудь подешевле» или из исключительно меркантильных интересов, а, может, и политических симпатий.

Угроза в том, что в этом случае Украина получит примитивную и не эффективную систему на уровне call-центра с улучшенной переадресацией. И никогда наши граждане не узнают, как работает настоящая Система 112.

А за ошибочный выбор и потраченные впустую деньги при такой ротации власти отвечать, скорее всего, будет некому.

– А кто может выступить экспертом украинской Системы 112 и как другие страны внедряют эту систему?
– Я согласен, это действительно проблема. У нас нет профильного научного учреждения досконально знакомого с проблематикой подобных систем. В Европе экспертом выступают институции Евросоюза, но это происходит только в странах, вступающих в Евросоюз, где создание 112 является требованием к вступлению. Некоторые страны, к примеру, Словакия, Румыния, Болгария в короткое время внедрили проверенные решения. После инспектирования Евросоюзом они прекрасно работают. А вот наш сосед Польша с инспектированием Системы 112 Евросоюзом имеет определенные проблемы. Она вынуждена повторно проводить тендер и искать выход из ситуации, потому что Евросоюз может применить финансовые санкции за внедрение Системы 112, не соответствующей по некоторым параметрам требованиям ЕС.

Поэтому вопрос выбора решения по созданию Системы 112 очень важный. Он требует глубокого осмысления и внутренней моральной ответственности перед страной и обществом.

Автор:  Анатолий Самарченко, Константин Бекещенко
Источник:  F+S №1/2011

Возврат к списку


Материалы по теме: